18.10.2021

Палата уголовного суда была местным органом второй инстанции и завершала рассмотрение дел по незначительным нарушениям, за которые устанавливались такие наказания, как арест, денежное взыскание или выговор. Она как ревизионное учреждение выясняла также спорные дела сословных судов второй инстанции (верхнего земского суда, верхней расправы и губернского магистрата) и выносила приговоры в отношении особо опасных преступлений. Такими делами занимался таже уголовный адвокат киев. Палата уголовного суда вела дела, связанные с должностными преступлениями. Ее решение одобрял генерал-губернатор. Компетенция палаты уголовного суда ограничивалась тем, что на одобрение губернатором передавали приговоры всех уголовных и следственных дел, поступавших на ревизию. Апелляционным органом для палат уголовного суда становился Правительствующий Сенат в таких делах, как смертная казнь, лишение сословной чести, обвинения дворян и чиновников в убийстве и дела по священников и церковнослужителей к лишению их сана. Некоторые вопросы через Гос. совет Рос. империи выносились на рассмотрение императора, который мог прекратить исполнение приговора палаты и передать дело в Правительствующего Сената. Приговоры по делам повреждения гос. собственности (вырубка лесов, пожары в имениях) согласовывались с казенными палатами.

уголовный адвокат киев

В состав палат уголовного суда входили председатель, которого на должность одобрял император, 2 советники и 2 асессоры, которых назначал Правительствующий Сенат. Дела велись губернскими стряпчими уголовных дел, находившихся при губернском прокурору. После восстановления их самостоятельности вводились выборные заседатели – по 2 человека от дворянства и купечества. С 1831 председатели палат уголовного суда также стали избираться дворянами. Ликвидированы в результате суд. реформы 1864.

Общ. принципы, на которых была суд. власть в дореформенный период в укр. губерниях Рос. империи, заключались в смешивании адм. и суд. функций. Инквизиционные процессуальные нормы, непрозрачное, письменное судопроизводство способствовали тому, что предпочтение отдавалось исполнительной власти над судебной, в результате чего С.п. попадали в зависимость от администрации и отстаивали гос. интересы вместо интересов населения. Губернаторам предстояло чрезмерное право надзора за их деятельностью, одобрение выборных судей на должностях, а также влияния на судопроизводство, особенно уголовное, приговоры которого они одобряли. Им непосредственно подчинялась местн. полиция, которая проводила следствие и выполняла приговоры судов. Суд. должности обнимались дворянами, для которых устанавливался имущественный ценз, а не профессионально-квалификационная пригодность. Сам суд. процесс был несовершенен, предварительное дознания не отделялось от формального следствия. Предпочтение отдавалось признанию подсудимого, а чтобы его добиться, прибегали к пыткам, которые были отменены только 1801. Адвокатура отсутствовала. Как следствие, для судопроизводства были характерны медленный рассмотрение дел, негласность и закрытость, формализм, некомпетентность, бюрократическая волокита, взяточничество.

С.п. 1864-1917 основывались по суд. уставами от 20 ноября 1864 вследствие суд. реформы. Были апелляционной инстанцией по отношению к окружных судов, органами суд. надзора за их деятельностью, съездами мировых судей, а также адвокатурой, нотариатом, суд. следователями и считались судами первой инстанции по делам о гос. преступления. Вводились поэтапно, сначала в центр. губерниях Рос. империи, затем – в истор. регионах, в зависимости от времени их вхождения в состав империи и степени интегрированности в имперский правовое пространство. На введении этой категории судов настаивали помещики, надеясь получить в них надежную защиту личных и частнособственнических прав. Основывались в каждом суд. округе, в состав которого входило несколько губерний. Чтобы уменьшить возможности адм. подчинения судов, границы суд. округа не совпадали с адм.-тер. делением.

С.п. разделялись на департаменты уголовных и гражданских дел, каждый из которых возглавляли председатель и члены, назначались на должность императором вследствие представления министра юстиции. Один из голов назначался старшим и возглавлял присутствие общ. собрание суд. палаты. Он наблюдал за прохождением дел как в самой палате, так и в подведомственных ей окружных судах, и за деятельностью должностных лиц суд. округа. Назначались судьи пожизненно и могли быть уволены только в случае злоупотреблений по решению членов судейской корпорации. При палате действовали прокурорский надзор, ради присяжных поверенных и канцелярия.